МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Резюме

В работе рассматривается реализация проекта по модернизации медицинского образования Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино через изменение стратегии развития вуза и повышение потенциала профессорско-преподавательского состава. В модернизации образовательного процесса ТГМУ принимали участие ведущие тренеры медицинского университета Караганды (Казахстан). Было проведено исследование по определению влияния результатов Проекта на повышение потенциала профессорско-преподавательского состава ТГМУ.

Ключевые слова:медицинское образование, профессорско-преподавательский состав, инновации, компетентность, повышение потенциала, стратегия

Современные требования медицинского образования рассматривают умения преподавателя как своего рода "коктейль навыков", сочетающийся с квалификацией для организации образовательного процесса, способного работать с коллективом, проявляющего инициативность и обладающего высокой ответственностью за конечные результаты. Для подготовки специалистов здравоохранения нового формата соответственно требуются преподаватели с передовыми знаниями, умениями и навыками. С целью модернизации высшего медицинского образования рассматриваются уровень профессиональной компетентности, педагогическое мастерство преподавателей, формы и методы повышения их профессионализма. В настоящее время требования к преподавателю медицинского образования не только повышаются, но и кардинально изменяются, поэтому преподаватель должен быть способен реализовать современные тренды медицинского образования, применяя наилучшие технологии преподавания и обучения. Практическое здравоохранение ожидает получить квалифицированного специалиста с развитыми практическими навыками, соответственно формирование такого специалиста возложено на преподавателя медицинского университета. В подготовке будущих врачей участвуют медицинские специалисты, которые, в свою очередь, не имели специальной подготовки по основам педагогики. В связи с этим медицинским преподавателям необходимо пройти специальную подготовку по современным обучающим технологиям для улучшения педагогического мастерства в соответствии с международными требованиями высшего медицинского образования. Так, в рамках проекта Всемирного банка "Модернизация высшего медицинского образования на основе Болонского процесса в Таджикском государственном медицинском университете им. Абуали ибни Сино" (2018-2020) была разработана стратегия по наращиванию потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) с учетом наилучшей международной практики. Разработанная стратегия должна быть оценена на эффективность проводимых мероприятий, что и стало отправной точкой для исследования эффективности программы повышения потенциала преподавателей Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино (ТГМУ). Консультантом по модернизации медицинского образования ТГМУ является Медицинский университет Караганды - один из лидеров высшего медицинского образования Казахстана, имеющий 15-летний опыт по реформированию и развитию медицинского образования в Казахстане. Так, в рамках реализации одного из принципов Болонского процесса ("академическая мобильность") унифицированные подходы к обучению в вузах будут способствовать эффективной интернационализации медицинского образования. Также, учитывая общее советское прошлое в системе медицинского образования и здравоохранения обоих университетов, совместное обсуждение и реализация внедрений, адаптация инновационных подходов преподавания и обучения в медицинском образовании будут способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов здравоохранения в обеих странах. Для дальнейшего повышения потенциала ППС ТГМУ был получен новый грант "Улучшение качества медицинского образования в ТГМУ им. Абуали Ибни Сино" (2019 - 2021), цели и задачи которого направлены на укрепление материально-технической базы симуляционного центра и внедрение инновационных подходов обучения, основанных на разработке виртуальных клинических случаев. Полученный опыт совместной реализации задач проектов высшего медицинского образования в ТГМУ стал предметом изучения эффективности мероприятий, направленных на наращивание потенциала ППС ТГМУ.

Цель - оценить влияние современных методик преподавания и обучения на потенциал ППС ТГМУ.

ссылка https://www.medobr.ru/ru/jarticles/648.html?SSr=34013462f714ffffffff27c__07e504170e2221-f9d

 

После вакцинации против COVID-19 человек заразен еще 60 дней – очередной фейк обсуждают в соцсетях

В мессенджере Telegram казахстанцы обсуждают гипотезу о том, что привитым от COVID-19 необходимо соблюдать карантин в течение 60 дней, так как они заразны. Это мнение они подкрепляют примером того, что при вакцинации против полиомиелита детей изолируют от общества именно на такой срок.

Во-первых, сравнение вакцины от полиомиелита и вакцины от COVID-19 – некорректно. Существуют два вида вакцин против полиомиелита: оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ), в которой содержатся живые ослабленные вирусы, и инактивированная (ИПВ), которая вводится посредством инъекции. Согласно Национальному календарю профилактических прививок, в Казахстане используются оба типа.

При использовании оральной полиомиелитной вакцины живые ослабленные вирусы попадают в желудочно-кишечный тракт, видоизменяются и выделяются с калом в течение 6 недель после вакцинации. Это может привести к вакциноассоциированному полиомиелиту (ВАП) как у самого привитого (в случае иммунодефицитного состояния), так и среди не привитых контактных лиц. Поэтому в детских садах и других коллективах привитых и непривитых детей разобщают на 60 дней.

Вакцины против COVID-19 разрабатываются на различных платформах, однако среди уже используемых в мире препаратов пока нет ни одного, созданного на основе живого ослабленного вируса.

Вакцина «Спутник V», которую используют в Казахстане, не содержит живого вируса. Она является двухвекторной вакциной на основе аденовирусного вектора. Вектор – это вирус, лишенный гена размножения и не представляющий опасности для человека. Его используют для транспортировки в клетку человека S-белка, который содержится на шипах коронавируса. После человеческие клетки начинают вырабатывать эти белки самостоятельно, а иммунная система распознает их как чужеродные и производит антитела. Впоследствии эти антитела защищают человека от настоящего вируса. Таким образом, с дозой вакцины в организм не вводится полноценный вирус, способный вызвать болезнь.

Это подтвердила профессор, доктор медицинских наук, проректор по клинической работе НАО "Медицинский университет Караганды", внештатный инфекционист МЗ РК Бахыт Кошерова.

"Спутник V" — векторная вакцина. В ней использован не целый вирус, а лишь S-белок, который в составе целого вируса и вызывает тяжелую форму заболевания и осложнения. А поскольку это лишь частица вируса, то сама по себе она не может вызвать заболевание. Поэтому вакцинированный человек ни в коем случае не является источником вируса. Данный белок вводится в организм для того, чтобы к нему выработались антитела. И когда вакцинированный человек встретится с настоящим вирусом, его организм сможет дать ответ этому патогену. То есть, он либо не заболеет вообще, либо перенесет заболевание в легкой форме без каких-либо осложнений", — пояснила она.

Тем не менее привитый человек может заразить окружающих, но происходит это не из-за самой вакцины.

Как сообщил врач-вакцинолог Евгений Тимаков изданию "Газета.Ru", вакцина не дает вирусу дойти до органа, который он способен поразить. Однако от попадания его на слизистые оболочки из окружающей среды препарат не защищает.

"При вакцинации, скорее всего, не будет повышаться местный иммунитет слизистых, поэтому коронавирус сможет зацепиться и начать размножаться в носоглотке. Тем самым человек станет источником инфекции", — рассказал врач Евгений Тимаков.

Для того, чтобы исключить возможность заражения окружающих, даже будучи вакцинированным, необходимо соблюдать установленные санитарные требования: носить маску, часто мыть руки с мылом и отказаться от посещения людных мест без крайней необходимости. Изолировать себя от общества после получения вакцины не нужно.

Из этого следует, что вывод о заразности привитых от КВИ на основании того, что получившие прививку от полиомиелита могут заразить окружающих, некорректен. Эти вакцины созданы на разных платформах и по разным технологиям. Принципы их действия также различны.

ссылка https://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/posle-vaktsinatsii-protiv-covid-19-chelovek-zarazen-eshche-60-dnei--ocherednoi-feik-obsuzhdaut-v-sotssetyah

 

COVID-19 в Казахстане: в группе риска пожилые мужчины с хроническими заболеваниями

В известном научном журнале The Lancet Regional Health Europe 16 апреля опубликовано научное исследование международной группы ученых, инициированное казахстанскими учеными из Медицинского университета Семей. Они рассказали о том, как почти год назад инфекция COVID-19 проникла в Казахстан — несмотря на близость республики к Китаю, вирус пришел совсем с другой стороны, как болезнь протекала у казахстанцев, и кто оказался в зоне риска. Исследование это называется «Эпидемиологические, клинические и вирусологические характеристики пациентов с COVID-19 в Казахстане: Общенациональное ретроспективное когортное исследование». 

Ученые изучили, как протекала болезнь у 1960 пациентов, заболевших в апреле и мае прошлого года. Тяжесть и смертность от COVID-19 в Казахстане были связаны с пожилым возрастом, сопутствующими заболеваниями, повышенным количеством лейкоцитов и мужским полом.

Это первый анализ подобного масштаба, не только для Казахстана, но и для других стран Центральной Азии. Авторы надеются, что описание клинических и эпидемиологических коррелятов COVID-19 с использованием историй болезни пациентов и секвенирования вирусного генома могут помочь в стратегическом планировании мер по борьбе с Ковид-19 как в Казахстане, так и в соседних странах.

Мы поговорили с доктором медицинских наук, профессором, председателем правления, ректором НАО (некоммерческого акционерного общества) «Медицинский университет Семей» Ерсином Жунусовым о том, как проводилось исследование, как шла работа с журналом и какие исследования будут следовать за этой публикацией.

Светлана Ромашкина: В вашем исследовании есть несколько аспектов, хотелось бы начать с эпидемиологической ситуации, то есть, как вирус распространялся в Казахстане. Я видела ваши таблицы диаграммы о том, что основной путь был из Европы и с помощью самолетов.

Ерсин Жунусов: Казахстан один из первых правильно принял на государственном уровне решение: если помните, 29 декабря 2019 года Китай озвучил ВОЗ, что имеется неизвестная инфекция. И числа 5 января в казахстанских аэропортах начали настораживаться, ставить блокпосты. Несмотря на то, что мы находились на передовой, на границе с Китаем, нам удалось сдержать первый завоз из Китая, вирус пришел к нам из ближнего и дальнего зарубежья: поток международных отношений остановить было бы невозможно.

Светлана Ромашкина: В исследовании вы пишите, что данные вирусного генома различались с уханьским.

Ерсин Жунусов: Совершенно верно, хотя SARS-CoV-2 и мутирует сравнительно медленно, результаты наших геномных анализов показали, что штаммы, которые циркулировали на ранних этапах пандемии, уже отличались от первоначального уханьского вируса. Это говорит о том, что в Казахстане штаммы вируса взяли свое начало из различных регионов мира.

Светлана Ромашкина: У вас в исследовании написано, что в Казахстане больше шансов умереть от COVID-19 у пожилого мужчины, у которого хронические заболевания, хотелось бы подробнее об этом.

Ерсин Жунусов: В зоне риска находятся люди, у которых есть сопутствующие заболевания в стадии декомпенсации (когда проявления болезни имеют максимально негативные картины). Поэтому здесь важно первичное медико-санитарное звено: поликлиники, семейная врачебная амбулатория. Мы своим коллегам советуем держать эту группу пациентов на контроле. И еще один немаловажный момент: если пожилые люди ведут более активный, подвижный образ жизни, то они менее подвержены тяжелым течениям вирусной инфекции, в том числе и со смертельным исходом. Смертность была высока у тех, у кого малоподвижный образ жизни, хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, проблемы со свертываемостью крови.

Светлана Ромашкина: А генетические аспекты были обнаружены?

Ерсин Жунусов: Мы только исследовали генетику вирусов, но не пациентов.

Светлана Ромашкина: В первые месяцы пандемии протокол лечения постоянно менялся, вводили разные препараты, было много споров среди медиков. Вы изучали, как проходило тогда лечение в Казахстане?

Ерсин Жунусов: Да, мы это изучали одними из первых в Казахстане. Мы весной начали выпускать методические рекомендации и практические пособия. Если помните в прошлом году, как раз в апреле, СМИ шумели о том, что в Семее изобрели способ лечения вирусной инфекции. Наши ученые, клиницисты, одними из первых начали делиться на русском, казахском и на английских языках, выпустили 11 методических рекомендаций, два учебных пособия и подали три патента на способ лечения. Но в то время некоторые скептически к этому отнеслись: мол, что можно изобрести в Семее? Наши предложения и мнения о том, что в лечении играют роль гормональные препараты, нестероидные и иммуномодулирующие препараты, оправдались. В мае-июне Англия озвучила, что надо применять дексаметазон, а мы это говорили в апреле. Мы предлагали применять препарат сурфактант, сейчас мы уже на десятке больных видим, что имеется эффект от этого препарата. Но пока его в клинических и ВОЗовских протоколах нет, однако Израиль и другие страны стали обращать внимание на эффективность сурфактанта.

Играет роль потенциал ученых и правильная организация подходов в исследовании проблем. У нас, в странах СНГ, к сожалению, считается, что какие-то супер технологии должны предлагаться или разрабатываться в столицах или мегаполисах. Вы посмотрите на американские или европейские научные центры, где находится Оксфорд или Стэнфорд?

Светлана Ромашкина: Что, по вашему мнению, больше всего влияет на эпидемию сейчас у нас в стране?

Ерсин Жунусов: Мы призываем население слушать нас: ученых, вирусологов, эпидемиологов, инфекционистов. Если мы будем придерживаться одной стратегии, то у нас будет больше шансов выйти из этой ситуации. Сейчас все надежды связаны с вакцинацией. При этом мы понимаем, что вирус становится постоянным. Он, так же как и другие коронавирусные инфекции, будет существовать, все зависит оттого, сможем ли мы создать коллективный иммунитет.

Светлана Ромашкина: Сколько ученых участвовало в этом исследовании?

Ерсин Жунисов: Восемь основных соавторов и две исследовательских группы: группа по проведению Эпидемиологического анализа (включающая представителей практически с каждой кафедры Университета Семей) и группа по проведению геномных анализов (включающая представителей нескольких организаций). Трое из основного ряда соавторов были с Университета Семей: профессор Раифа Иванова, профессор Майя Горемыкина с кафедры ревматологии неинфекционных болезней, и я.

Светлана Ромашкина: Насколько сложно было сделать эту публикацию в The Lancet Regional Health Europe? Сколько времени у вас ушло?

Ерсин Жунусов: Дело в том, что любая публикация должна основываться на научном исследовании. Насколько серьезно оно проведено, настолько будет и заинтересованность научного круга и издателя. Поэтому прежде, чем говорить престижности публикаций, нам бы хотелось бы акцентировать внимание на том, как было проведено исследование. Мы, Медицинский университет Семей, инициировали коллаборацию и проведение этой исследовательской работы совместно с учеными Назарбаев университета, Национального центра биотехнологии, исследовательского центра Карагандинского медицинского университета и нашими канадскими коллегами.

Сама идея возникла так: в прошлом году в университете по моей инициативе провели собрание ученых, на котором я предложил коллегам начинать исследования COVID-19 в Казахстане. Далее мы обратились в Министерство здравоохранения, чтобы нам для аналитики предоставили все случаи коронавирусной инфекции. Министерство согласилось, мы деперсонализировали данные и изучали клинические и эпидемиологические особенности болезни. Это было важно, потому что вирус новый, пандемия начиналась по всему миру, и тогда, в марте-апреле ни у кого не было представлений о новой болезни. Ученые нашего университета обработали материал по когорте казахстанских пациентов COVID-19 в начале пандемии.

Наша международная исследовательская группа была построена на уникальной коллаборации ученых и клиницистов, имеющих широкий спектр опыта проведения исследований подобного масштаба. Так, наши коллеги из Назарбаев Университета и Медицинского Университета г. Караганда провели большую работу по статистической обработке данных, наши коллеги из Национального Центра Биотехнологий провели геномные анализы вирусов, а наши канадские коллеги поделились с нами опытом комплексного анализа данных. За кропотливой работой соавторов последовала не менее кропотливая работа с редакторами и рецензентами журнала. Наши результаты и манускрипт были тщательно исследованы комиссией из четырех рецензентов. Это заняло около четырех месяцев, в течение которых провелась значительная работа по проверке данных и интерпретации результатов.

Светлана Ромашкина: Скажите, что значит эта публикация для нашей эпидемиологии, к чему она приведет в дальнейшем?

Ерсин Жунусов: Мы считаем, что это исследование является первым подобного масштаба, не только в Казахстане, но и в СНГ. Поэтому подробное описание клинических характеристик COVID-19 с использованием историй болезни пациентов и секвенирования вирусного генома должны помочь в стратегическом планировании мер по борьбе с инфекцией как у нас, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Светлана Ромашкина: Что вы дальше будете изучать?

Ерсин Жунусов: Постковидные последствия и изучение влияния вакцины. Есть и другие вопросы, например, мы уже знаем, что при вакцинации возрастное ограничение не играет роли, но каким образом вакцина может повлиять на пациентов с различными заболеваниями?

 

ссылка https://vlast.kz/obsshestvo/44655-covid-19-v-kazahstane-v-gruppe-riska-pozilye-muzciny-s-hroniceskimi-zabolevaniami.html

 

Вузы в соцсетях: Алматинские медики – абсолютные лидеры

В семействе наших рейтингов пополнение – мы начинаем публиковать рейтинги официальных страничек государственных вузов в социальных сетях. Напомним, что это один из важнейших показателей информационно-коммуникационной деятельности любой организации, предприятия, компании и государствпенной структуры. Поспешим объявить, что в первую тройку лучших сформировали Инстаграм-странички Медуниверситета имени Асфендиярова, Сатпаев Университета и Университета имени Торайгырова.

Как мы делаем рейтинги?

В расчет берутся 5 показателей - число подписчиков, вовлеченность, средняя вовлеченность на пост, а также процент подписчиков и вовлеченных на количество студентов соответствующего вуза. По каждому показателю выводится таблица, и сумма занятых мест в таблицах суммируется и выводится итоговый показатель Эти цифры мы называем штрафными баллами – чем меньше их, тем выше место в таблице. То есть используется спортивный принцип. Это для просто понимания и подсчетов.

В рейтинге принимают участие 33 странички вузов в социальных сетях Инстаграм и Фэйсбук, как наиболее популярные в Казахстане. Ряд вузов имеют не страничек, а профили физических лиц, а также группы, что говорит от низком уровне понимания SMM в целом. Кроме того, ряд страничек в Инстаграме – это также аккаунты физлиц, а бизнес-странички. Для попадания в рейтинг ответственным за SMM-сотрудникам необходимо учесть эти моменты.

1. Число подписчиков

По количеству подписчиков абсолютным лидером является Инстаграм Медуниверситета им.Асфендиярова. Второе место у Инстаграм Сатпаев Университета, а третья такая же страничка ЕНУ им.Гумилева. Отметим, что в лидерах Инстаграм-странички, нежели Фэйсбук, что говорит о популярности соцсети среди молодежи.

Ниже представлена таблица ТОП-10 страничек по числу подписчиков.

Вузы в соцсетях: Алматинские медики – абсолютные лидеры



2. Процент подписчиков от числа студентов

Такой показатель как процент подписчиков от числа обучаемых студентов, на наш взгляд, важен с точки зрения потенциала каждого конкретного вуза. То есть, в числе подписчиков могут не только обучаемые сейчас студенты, но и выпускники и будущие студента вуза. А чтобы подписчиков было больше, чем студентов нужна большая и кропотливая работа коммуникационщиков вуза. Безусловно, если вуз предлагает качественные и доступные продукты.

Лидер по этому показателю Инстаграм-страничка Павлодарского педагогического университета – число подписчиков почти в 4 раза больше студентов.

Еще один небольшой вуз имеет высокий показатель – Инстаграм Рудненского Индустриального института. Третья позиция за Сатпаев Университет.

Лишь 10 вузов имеют показатель больше чем 100%, а треть вузов не набрали даже 50%. Это говорит о том, что в числе подписчиков странички вуза лишь половина и менее студентов, обучающихся на сегодняшний день. Судя по всему работа на этих страничках ведется абы как – спустя рукава.



3. Вовлеченность

Вовлеченность – это главный показатель актуальности и качества месседжа на официальной страничке. Лидером по этому показателю является Инстаграм Медуниверситета им.Асфендиярова – 22808. Неплохие показатели у Инстаграм Университета им.Торайгырова и ЕНУ. Несколько страничек имеют показатель вовлеченности менее 1000. Не трудно понять, какого качества материалы на этих страничках.



4. Процент вовлеченности от числа студентов

Этот показатель важен, так как у разных вузов разная история и разное количество студентов. Крупные вузы имеют возможность за счет больших абсолютных цифр опередить «братьев меньших». Поэтому важно иметь более высокий процент вовлеченности. А для этого нужен опять-таки высокого качества контент.

Лидер по этому показателю КГИУ – более 430%. Первые 14 вузов имеют показатель более 100%, а треть вузов – менее 40%.



5. Средняя вовлеченность на пост

Мы не используем такой показатель «Число постов». Причина банальная – в последнее время руководители самых разных организаций, госструктур в погоне за количеством готовы забросать соцсетями сотнями низкопробных постов. Число постов – это не показатель работы!

Показатель – актуальность, интересный формат, подача и качество материалов! Чем интереснее контент, тем выше вовлеченность на него – это известный факт со времен появления SMM.

И здесь лидер Инстаграм Медуниверситета им.Асфендиярова – более 300 реакций на один пост.Неплохие показатели у ЕНУ и Университа им. Торайгырова. У половины страничек, участвующих в рейтинге этот показатель менее 100.




ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

Таким образом, по итогам 5-и показателей абсолютным лидером марта месяца 2021 года стала страничка Медуниверситета им.Асфендиярова – 11 штрафных баллов. Второе место за Инстаграм Сатпаев Университета, третья – Инстаграм-страничка Университета им.Торайгырова.

У 3-4 страничек (судя по мониторингу) есть потенциал, чтобы составить конкуренцию лидерам, но для этого необходимо работать, при чем, грамотно, используя технологии и в соответствии с трендами.

Ряд крупных вузов даже не попали в ТОП-10 и даже в ТОП-15. Это говорит о том, что информационно-коммуникационная работа поставлена не на должном уровне. И руководителям нужно принимать скорейшие кардинальные меры, чтобы улучшить эту работу.



По техническим соображениям мы не публикуем обзор полностью и все турнирные таблицы со всеми участниками. Желающие могут получить их в редакции портала на возмездных условиях.

Кроме того, аналитическая группа нашего сайта имеет возможность проводить мониторинг и готовить аналитику по каждой страничке и в целом по работе коммуникационной группы каждого вуза в отдельности.

Всем желаем качественной и интересной работы, и поменьше штрафных баллов.

ссылка http://www.matritca.kz/news/90702-vuzy-v-socsetyah-almatinskie-mediki-absolyutnye-lidery.html