Отработку грантов студентам упростили в Казахстане

Отработку грантов студентам упростили в Казахстане. Теперь выпускники после окончания вуза могут отработать положенный период по специальности не только в государственных организациях, как это требовалось ранее, но и в частных, передает Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства образования и науки Казахстана.

В закон "Об образовании" в 2016 году были внесены изменения относительно отработки выпускников вузов, обучившихся по государственным образовательным грантам. Согласно принятым Парламентом изменениям студенты должны были отработать по своей специальности в государственных организациях не менее трех лет.

 Соответственно, эта норма распространяется на всех студентов, поступивших в вузы за счет государственного заказа, начиная с 2017-2018 учебного года.

"Относительно отработки гранта: если студент поступил в вуз по гранту в 2017 году и завершает обучение в 2020-2021 учебном году, то он должен отработать согласно ранее принятому закону. Так что ничего нового в этой норме нет", - пояснил директор Департамента высшего и послевузовского образования МОН страны Адлет Тойбаев.

В начале 2021 года требования об отработке гранта были упрощены. 

Кроме того, сроки отработки были пересмотрены в пользу тех, кто обучался по гранту не все 4 года, а только определенное время. К примеру, студент поступил в вуз на платное отделение и через некоторое время за хорошую успеваемость получил государственный образовательный грант или, наоборот, с гранта был переведен на платное отделение.

"Студенты, которые отучились по госгранту, должны были отработать все три года, при этом исключительно в государственных организациях. С 2021 года применяется более гибкий подход. Теперь выпускники могут отработать период, соответствующий количеству лет бесплатного обучения, в любых организациях, то есть вне зависимости от их формы собственности", – сказал Адлет Тойбаев.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дайнюс Павалькис: Университеты – это не просто учебные заведения, а драйверы социального развития страны

Роль университетов в социально-экономической жизни возрастает. И время диктует, что наравне с традиционным научно-образовательным характером миссии, вузам немаловажно внедрять миссию – вклад в развитие общества. Сегодня они становятся точками роста, которые оказывают прямое влияние на экономику, уровень человеческого капитала и инновационный потенциал.

Все это, в свою очередь, приводит к необходимости законодательного роста академической и управленческой самостоятельности университетов. Чем важен этот процесс, и в какой поддержке нуждаются университеты для того, чтобы отвечать запросам времени, в интервью NUR.KZ рассказал ректор НАО «Медицинский университет Астана» профессор Дайнюс Павалькис. - В последнее время много говорится о необходимости уделять больше внимания высшему образованию и науке. С чем это связано и почему вузам сегодня мало просто готовить кадры или заниматься наукой?

- Университеты сегодня – это не просто учебные заведения, а настоящие драйверы социального развития страны, инновационного подхода в экономике, развития промышленности. Это основные источники инноваций и передовых научно-технических разработок. Они должны не просто готовить кадры, а призваны служить обществу, взаимодействовать с ним, понимать, как оно меняется и меняться под его запросы. - Развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа – один из семи базисов, на которых должен базироваться новый экономический курс Казахстана. Что нужно для решения этих задач и ощущают ли вузы на себе возросшие ожидания, а, следовательно, нагрузку? - Я считаю, что залог успеха в решении этих задач - академическая и управленческая самостоятельность университетов. Что касается требований к вузам, то в последние десятилетия их «эффективность» определялась как способность производить максимальный объем образовательных услуг при заданном бюджете. Этот дискурс набирает обороты во времена, когда стремительно сокращаются государственные бюджеты, и, следовательно, такие области, как высшее образование страдают от резкого снижения государственных инвестиций. При этом ожидания граждан в отношении деятельности университетов даже выше, чем в прошлые года, что показывают исследования. Вузы должны обучать специалистов, которые владеют более сложными навыками, вузы должны обеспечивать взаимодействие между исследованиями и социально-экономическим развитием, а также непрерывный цикл инноваций и передачу знаний от академических кругов вовне. То есть, получается, что сегодня главная задача университетов - «делать больше с меньшими затратами». Хотя этот подход характеризует в целом всю деятельность госсектора, включая финансирование сферы высшего образования. 

- В чем причина недостаточно качественного образования, на ваш взгляд? - По моему мнению, это отсутствие участия профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) и обучающихся в самоуправлении университетами. В множестве стран высказываются опасения по поводу растущей стандартизации и менеджерского управления университетами. Считается, что создание корпоративных университетов, где власть передается от преподавателей и обучающихся к менеджерам, у которых преобладает экономическое обоснование всего происходящего, доход и чистая прибыль затмевают педагогические, научные или интеллектуальные проблемы университетов. Такая модель управления ведет к искажению главной миссии университетов в государстве и в обществе целом, превращая университет из места получения гражданской позиции, знаний, навыков, науки и инновационных способностей в место зарабатывания денег. 

Конкретное определение сути университетов сформулировано в Великой Хартии - «Университет – автономный, по-своему организованный институт в сердце общества, который производит, оценивает, приумножает и распространяет культуру путем научных исследований и обучения. Чтобы соответствовать потребностям окружающего мира, его исследования и учебный процесс должны быть морально и интеллектуально независимыми от политической и экономической власти». Понимая особенности в культуре, истории, развитии общества и целый ряд других обстоятельств, я не думаю, что такую трактовку нужно принять полностью. Но определенные движения по направлению автономии и самоуправления могут быть сделаны уже сейчас. - Можете обозначить, какие? - В частности, это касается правового закрепления прав и обязанностей ППС и обучающихся в управлении университетами, а также определения оптимальной структуры органов управления университетов. Речь идет об университетах с организационно-правовой формой. То есть важно иметь четкое представление, какими регламентирующими документами должны руководствоваться в своей деятельности университеты, которые имеют форму «некоммерческие акционерные общества» - законами «Об акционерных обществах» или «О некоммерческих организациях». Поскольку в этих законах есть некоторые противоречия, возникает необходимость конкретизировать и придать специфику в организации и управлении университетами, направленную на достаточно демократическое самоуправление и академическую свободу без учета особенностей управления акционерных обществ, далеких от академической среды. Если смотреть в основные положения закона об акционерных обществах, ключевыми словами и понятиями являются доход, прибыль, активы, экономическая эффективность, финансовый аудит и так далее, что не в коей мере не отражают суть существования университетов. Нету таких понятий как качество образования, университетская автономия, самоуправление, академическая честность, наука, воспитание молодого поколения граждан РК, развитие инноваций через коммерциализацию научных работ и много других понятий, необходимых в университетской среде. И возникает вопрос, кто бы мог опровергнуть предположение, что именно отсутствие этих ценностей, закрепленных законами в университетах, ведет все действия участников образовательного и научного процесса только к подсчету денег, а, следовательно, к процессу купли-продажи знаний, научных работ, карьеры?

- У вас есть видение того, как можно решить проблему? - Усиление академической и управленческой самостоятельности университетов, которая очевидно необходима, лучше всего сделать через закон об университетах (или изменениях в законе о высшем образовании). Но некоторые улучшения можно привнести, изменив и дополнив правила формирования Советов директоров университетов путем включения в них представителей ППС и обучающихся, а также внесения в правовые акты обязательной структуры «Сенат университета» - как инструмента академической самостоятельности. И только изменения законодательства в системе высшего образования, внедрение более демократичных правил управления университетами, правовое закрепление самоуправления и академических свобод, привлечение в управленческие решения обучающихся может помочь достичь целей, поставленных Президентом страны в Послании народу. 

ссылка https://www.nur.kz/society/1901405-daynyus-pavalkis-universitety-eto-ne-prosto-uchebnye-zavedeniya-a-drayvery-sotsialnogo-razvitiya-strany/ 

Димаш Қазақстанның денсаулық саласына 500 мың доллар сыйға тартты

Бұл туралы C.U.R.E үкіметтік емес қайырымдылық қорының президенті Дуглас Джексон мәлім етті.

              "Димаш C.U.R.E жобасының амбассадоры ретінде Халықаралық әйелдер күнін онлайн форматтағы тойлау шарасына қатысып, ән салды. Одан түскен шамамен жарты миллион доллар ақша дәрі-дәрмек пен медициналық жабдықтар сатып алуға жұмсау үшін Қазақстанға табысталады", - деді ол.

 Онлайн форматта өткен шарада Димаш сөз сөйледі. Одан соң қиын-қыстау - пандемия кезінде медицина қызметкерлеріне арналған әнінің бейнебаяны көрсетілді.

            "Димаш жылдың басында онлайн концерт өткізді. Одан түскен табыстың бір бөлігін ол Қазақстанның денсаулық саласына берді. 500 миллион доллар дәрі-дәрмек пен медициналық құрал-жабдықтар сатып алу үшін жұмсалатыны айтылды. Осы жағдай біздің онымен жақын танысуымызға түрткі болды. Сөйтіп оны өзіміздің бас амбассадорымыз ретінде тағайындадық. Оның медицина қызметкерлерінің жанкештілігі мен қаһармандығына арналған әні бар" делінеді қосымша ақпаратта.

 

ссылка https://kaz.zakon.kz/5061605-dimash-aza-stanny-densauly-salasyna-500.html

 

Эксперт: Монетизация науки – это новый шаг в развитии экономики

«Перезагрузка» университетов и внедрение «третьей миссии» стали важными шагами в развитии отечественной науки, которые ведут к коммерциализации научной сферы и открытию новых возможностей для ученых. О том, как научная деятельность влияет на экономику страны и какие научные проекты уже пользуются коммерческим успехом, рассказал председатель правления АО «Фонд науки» Арын Орсариев, передает NUR.KZ. 

Напомним, ранее ректор НАО «Медицинский университет Астана» Дайнюс Павалькис рассказал NUR.KZ о расширении функционала университетов и их роли в развитии науки в рамках «третьей миссии». В 2019 году Президент РК Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана сделал акцент на необходимости отказа от ресурсного менталитета и диверсификацию экономики. Факторами глобального прогресса отмечены «экономика знаний», повышение производительности труда, развитие инноваций и внедрение искусственного интеллекта 

Наука и бизнес – важно найти баланс На сегодняшний день государством определен курс на формирование научной сферы для нужд экономики, где центральное место отводится цепочке «образование-наука-производство». 

По мнению Арына Орсариева, первостепенной задачей для достижения успехов в науке и инновациях является развитие навыков технопредпринимательства. Это обеспечит непрерывный инновационный процесс в производстве, основанный на передовых отечественных разработках. «Молодое поколение казахстанцев на примерах успешных стартапов уже сейчас видит в этом новые возможности и старается использовать свои знания в качестве социального лифта. То есть наука в их понимании - это престиж, коммерческая выгода и общественное признание», - отмечает Арын Орсариев. При этом, по мнению спикера, для реализации поставленных задач важно сформировать в стране институт продвижения инноваций «от идеи до воплощения». То есть бизнес должен быть заинтересован в инновационных технологиях, поскольку их внедрение и использование будет определять не только коммерческий успех, но и социальную ответственность и, следовательно, лояльность потребителей. 

Как наука может зарабатывать Потенциал «вузовской науки» в области коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности очень высокий, об этом говорят многочисленные продукты и услуги, созданные на основе научных разработок отечественных ВУЗов и представленные на внутреннем и внешнем рынках. В целях стимулирования научных работников на создание и использование охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности применяется практика выплаты роялти – вознаграждений за «создание продукта». «Успешным примером стал проект по производству молочнокислого напитка «НӘР». При поддержке АО «Фонд науки» он реализован группой ученых Назарбаев Университета. По договоренности с компанией-производителем «Родина», 10% дохода от продаж синбиотика «НӘР» выплачиваются ученым в виде роялти», - рассказал Арын Орсариев. 

Другой пример, когда ученые продают свои разработки, эксперт отмечает внедрение технологии выращивания посадочного материала ценных сортов деревьев в условиях Мангистау. Местными учеными была создана и масштабирована технология контейнерного выращивания. Саженцы древесных растений с закрытой корневой системой успешно приживаются в условиях пустынной зоны. В результате этого жители Актау получили возможность выращивать ели, сосны, кустарники для зеленой изгороди, вьющиеся растения, сортовые розы, а ученые – стабильный и устойчивый заработок. По мнению Арына Орсариева, развитие такого технопредпринимательства и практика выплаты вознаграждений будет стимулировать ученых реализовать свой замысел и научные исследования, ориентированные на потребности реального сектора экономики. Коммерциализация науки - стимулятор роста экономики Принятие в Казахстане Закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» обеспечило привязку научных исследований к потребностям рынка, нацеленность на внедрение в производство наукоемких технологий и стимулирование предпринимательского сектора к участию в научных проектах.

Об этом говорят статистические данные, приведенные АО «Фонд науки». Так, на принципах со-финансирования в период с 2016 по 2018 годы поддержано 156 проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности (РННТД). Доля привлеченного частного со-финансирования составила 16 %. Вместе с тем, начиная с 2016 года ежегодный объем финансирования коммерциализированных проектов составляет в среднем 5,4 мдрд тенге. К моменту завершения трехлетнего периода - в январе 2020 года, объем продаж от профинансированных проектов составил 3,7 млрд. тенге. Спустя год суммарный уровень доходов возрос до 8 млрд тенге. В конечном итоге в республиканский бюджет в виде налоговых отчислений выплачено более 3,3 млрд тенге. Общий объем экспорта превысил 250 млн тенге, создано свыше 1300 рабочих мест. По словам Арына Орсариева, соотношение вложенных бюджетных средств к объему продаж составляет порядка 80%. Ожидается, что в текущем году прирост объема продаж приблизится к 5,4 млрд тенге, то есть к 100% окупаемости. 

Резюмируя, руководитель Фонда науки подчеркнул, что создание эффективной системы коммерциализации результатов научно-технической деятельности станет основным механизмом вывода на рынок новых инновационных продуктов или технологий - превратит научную идею в рыночный продукт. При этом, важным аспектом является развитие и поддержка собственных кадров. «Активная популяризация науки среди школьников и студентов сегодня проводится через различные конкурсы и олимпиады при поддержке МОН РК, отечественных бизнес-структур и зарубежных институтов развития. Поэтому молодежь имеет все шансы, чтобы сыграть ключевую роль в переходе Казахстана на наукоемкую экономику. Вместе с этим, справедливое распределение доходов, полученных от использования результатов интеллектуальной деятельности, поможет остановить процесс «утечки» мозгов за рубеж», - заключил эксперт. 

https://www.nur.kz/society/1902283-ekspert-monetizatsiya-nauki-eto-novyy-shag-v-razvitii-ekonomiki/