МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Резюме

В работе рассматривается реализация проекта по модернизации медицинского образования Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино через изменение стратегии развития вуза и повышение потенциала профессорско-преподавательского состава. В модернизации образовательного процесса ТГМУ принимали участие ведущие тренеры медицинского университета Караганды (Казахстан). Было проведено исследование по определению влияния результатов Проекта на повышение потенциала профессорско-преподавательского состава ТГМУ.

Ключевые слова:медицинское образование, профессорско-преподавательский состав, инновации, компетентность, повышение потенциала, стратегия

Современные требования медицинского образования рассматривают умения преподавателя как своего рода "коктейль навыков", сочетающийся с квалификацией для организации образовательного процесса, способного работать с коллективом, проявляющего инициативность и обладающего высокой ответственностью за конечные результаты. Для подготовки специалистов здравоохранения нового формата соответственно требуются преподаватели с передовыми знаниями, умениями и навыками. С целью модернизации высшего медицинского образования рассматриваются уровень профессиональной компетентности, педагогическое мастерство преподавателей, формы и методы повышения их профессионализма. В настоящее время требования к преподавателю медицинского образования не только повышаются, но и кардинально изменяются, поэтому преподаватель должен быть способен реализовать современные тренды медицинского образования, применяя наилучшие технологии преподавания и обучения. Практическое здравоохранение ожидает получить квалифицированного специалиста с развитыми практическими навыками, соответственно формирование такого специалиста возложено на преподавателя медицинского университета. В подготовке будущих врачей участвуют медицинские специалисты, которые, в свою очередь, не имели специальной подготовки по основам педагогики. В связи с этим медицинским преподавателям необходимо пройти специальную подготовку по современным обучающим технологиям для улучшения педагогического мастерства в соответствии с международными требованиями высшего медицинского образования. Так, в рамках проекта Всемирного банка "Модернизация высшего медицинского образования на основе Болонского процесса в Таджикском государственном медицинском университете им. Абуали ибни Сино" (2018-2020) была разработана стратегия по наращиванию потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) с учетом наилучшей международной практики. Разработанная стратегия должна быть оценена на эффективность проводимых мероприятий, что и стало отправной точкой для исследования эффективности программы повышения потенциала преподавателей Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино (ТГМУ). Консультантом по модернизации медицинского образования ТГМУ является Медицинский университет Караганды - один из лидеров высшего медицинского образования Казахстана, имеющий 15-летний опыт по реформированию и развитию медицинского образования в Казахстане. Так, в рамках реализации одного из принципов Болонского процесса ("академическая мобильность") унифицированные подходы к обучению в вузах будут способствовать эффективной интернационализации медицинского образования. Также, учитывая общее советское прошлое в системе медицинского образования и здравоохранения обоих университетов, совместное обсуждение и реализация внедрений, адаптация инновационных подходов преподавания и обучения в медицинском образовании будут способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов здравоохранения в обеих странах. Для дальнейшего повышения потенциала ППС ТГМУ был получен новый грант "Улучшение качества медицинского образования в ТГМУ им. Абуали Ибни Сино" (2019 - 2021), цели и задачи которого направлены на укрепление материально-технической базы симуляционного центра и внедрение инновационных подходов обучения, основанных на разработке виртуальных клинических случаев. Полученный опыт совместной реализации задач проектов высшего медицинского образования в ТГМУ стал предметом изучения эффективности мероприятий, направленных на наращивание потенциала ППС ТГМУ.

Цель - оценить влияние современных методик преподавания и обучения на потенциал ППС ТГМУ.

ссылка https://www.medobr.ru/ru/jarticles/648.html?SSr=34013462f714ffffffff27c__07e504170e2221-f9d