Миссия университета – давать знания, а не зарабатывать деньги

Последнее время много дискуссий идет о необходимости уделять больше внимания отечественному высшему образованию и науке. Своим мнением на страницах «Вечерней Астаны» делится ректор НАО «Медицинский университет «Астана», экс-министр образования и науки Литовской Республики, экс-председатель совета министров образования и науки стран Европейского союза, профессор Дайнюс ПАВАЛЬКИС.

Определение университетов как драйверов социального развития страны и инновационного подхода в экономике в последнее время часто ставится под сомнение.

В связи с этим хочу обратить внимание на некоторые моменты академической и управленческой самостоятельности университетов как залога успеха решения задач, поставленных в Послании Президента РК о развитии человеческого капитала, привлечении инвестиций в образование, науку и инновации.

Эволюция системы высшего образования в течение последних нескольких десятилетий характеризовалась особым вниманием к теме эффективности, определяемой как способность производить максимальный объем образовательных услуг при заданном бюджете.

Этот дискурс набирает обороты во времена, когда стремительно сокращаются государственные бюджеты, и, следовательно, такие области, как высшее образование, страдают от резкого снижения государственных инвестиций. При этом ожидания граждан в отношении деятельности высших учебных заведений даже выше, чем в прошлые годы.

Общество считает, что высшие учебные заведения должны обучать своих студентов – выдающихся граждан завтрашнего мира, для которого необходимы более сложные навыки, взаимодействие между исследованиями и социально-экономическим развитием, непрерывный цикл инноваций и передача знаний от академических кругов внешним заинтересованным сторонам. Сейчас «делать больше с меньшими затратами» является императивом, который характеризует всю деятельность государственного сектора, включая финансирование деятельности и учреждений высшего образования.

Одной из важных причин социального напряжения и источником недостаточного качества образования, по моему мнению, является неучастие профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) и студентов в системе самоуправления университетами. Во множестве стран высказываются опасения по поводу растущей стандартизации и менеджерского управления университетами. В этом смысле, по мнению экспертов, «неоли­беральные модели управления подвергались критике за создание корпоративных университетов, где власть передается от преподавателей и обучающихся к менеджерам, у которых преобладает экономическое обоснование всего происходящего, а привычный доход и чистая прибыль затмевает педагогические, научные или интеллектуальные проблемы университетов».

Такая модель управления ведет к искажению главной миссии университетов в государстве и обществе в целом, превращая университет из места получения гражданской позиции, знаний, навыков, науки и инновационных способностей в место зарабатывания денег.
Конкретное определение сути университетов сформулировано в Великой хартии: «Университет – автономный, по-своему организованный институт в сердце общества, который производит, оценивает, приумножает и распространяет культуру путем научных исследований и обучения. Чтобы соответствовать потребностям окружающего мира, его исследования и учебный процесс должны быть морально и интеллектуально независимыми от политической и экономической власти».

Понимая особенности в культуре, истории, развитии общества и целый ряд других обстоятельств, я не думаю, что такую трактовку Charta Magna Universitatum нужно принять полностью. Но определенные движения по направлению автономии и самоуправления могут быть сделаны уже сейчас: это касается правового закрепления прав и обязанностей ППС и обучающихся в управлении университетами, а также определения оптимальной структуры органов управления университетов. Речь идет о вузах с организационно-правовой формой – некоммерческие акционерные общества, и какими регламентирующими документами должны руководствоваться в своей деятельности такие университеты – законами «Об акционерных обществах» или «О некоммерческих организациях». Поскольку в этих законах есть некоторые противоречия, возникает необходимость конкретизировать и придать спе­цифику в организации и управления университетами, направленную на достаточно демократическое самоуправление и академическую свободу без учета особенностей управления акционерных обществ, далеких от академической среды.

Если смотреть в основные положения закона об акционерных обществах, ключевыми словами и понятиями являются доход, прибыль, активы, экономическая эффективность, финансовый аудит и так далее, что не в коей мере не отражает суть существования университетов. Нет таких понятий, как качество образования, университетская автономия, самоуправление, академическая честность, наука, воспитание молодого поколения граждан РК, развитие инноваций через коммерциализацию научных работ и других, необходимых в университетской среде. И возникает вопрос: кто бы мог опровергнуть предположение, что именно отсутствие этих ценностей, закрепленных законами в университетах, ведет все действия участников образовательного и научного процесса только к подсчету денег, следовательно, к процессу купли-продажи знаний, научных работ, карьеры?

Усиление академической и управленческой самостоятельности университетов необходимо лучше всего сделать через закон об университетах (или изменениях в закон о высшем образовании). Но некоторые улучшения можно сделать, изменив и дополнив правила формирования советов директоров университетов путем включения в состав данного органа представителей ППС и обучающихся и внесения в правовые акты обязательной структуры «Сенат университета» – как инструмент академической самостоятельности.

И только изменения законодательства в системе высшего образования, внедрение более демократичных правил управления университетами, правовое закрепление самоуправления и академических свобод, привлечение в управленческие решения обучающихся может помочь достичь целей, поставленных Президентом страны.

.