Демократизация, самоуправление и академическая свобода – залог успеха развития высшего образования

Последнее время много дискуссий идет по необходимости увеличения образования и науки, определения университетов как драйверов социального развития страны и инновационного подхода в экономике, развитии промышленности Республики Казахстан.

Хочу обратить внимание на некоторые моменты академической и управленческой деятельности университетов как залог успеха решения задач поставленных в Послании Президента о развитии человеческого капитала, привлечение инвестиций в образование, науку и инновации.

Эволюция систем высшего образования в течение последних нескольких десятилетий характеризовалась особым вниманием к теме «эффективности», требуемой как способность выполнять максимальный объем образовательных при заданном бюджете. Этот дискурс набирает обороты во времена, когда стремительно сокращаются государственные бюджеты, и, следовательно, такие области как высшее образование страдают от резкого снижения государственных инвестиций. При этом ожидания граждан в отношении деятельности высших учебных заведений даже выше, чем в прошлые года (Hazelkorn, 2015). Общество считает, что высшие учебные заведения должны обучать своих студентов - выдающих граждан завтрашнего мира, для которого необходимы сложные навыки, взаимодействие между исследованиями и социально-экономическим развитием, непрерывный цикл инноваций и передача знаний от академических кругов заинтересованным сторонам. Сейчас «делать больше с меньшими затратами» является императивом, который предоставляет всю деятельность государственного сектора, включая финансирование деятельности и учреждений высшего образования (Tommaso Agasisti, 2017)

Одной из важных причин социального напряжения и недостаточного качества образования, по моему мнению, это отсутствие участия профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) и обучающихся в самоуправлении университетами. В множестве стран высказываются опасения по поводу растущей стандартизации и менеджерского управления университетами. «В этом смысле неолиберальные модели управления подверглись критике за создание корпоративных университетов, где власть передается от преподавателей и обучающихся к менеджерам, у преобладает экономическое обоснование всего происходящего, а привычный доход и чистая прибыль затмевает педагогические, научные интеллектуальные проблемы университетов» (Мэгги Берг И Барбара Сибер, 2016).

Конкретное определение сути университетов сформулировано в Великой Хартии - «Университет - автономный, по своему организованный институт в сердце общества, который производит, оценивает, приумножает и распространяет культуру путём научных исследований и обучения. Чтобы соответствовать потребностям окружающего мира, его исследования и учебный процесс должны быть морально и интеллектуально независимыми от политической и экономической власти »

Понимая особенности в культуре, истории, развития общества и целый ряд других обстоятельств, я не думаю, что трактовку «Charta Magna Universitatum» нужно принять полностью. Определенные движения по направлению автономии и самоуправления уже сделаны: это касается правового обеспечения прав и обязанностей ППС и обучающихся в управлении университетами, а также определения оптимальных структур органов управления университетами. Речь идет о ВУЗах с организационно-правовой формой - некоммерческие акционерные общества, и какими регламентирующими документами руководствоваться в своей деятельности такие университеты - законами «Об акционерных обществ» или «О некоммерческих организациях». В этих законах есть некоторые противоречия, возникает необходимость конкретизировать и придать специфику организации и управления университетами, направленную на демократическое самоуправление и академическую свободу без учета управления акционерных обществ, далеких от академической среды. Если смотреть в основных положениях закона об акционерных обществах, ключевыми словами и понятиями являются доход, прибыль, активы, экономическая эффективность, финансовый аудит и так далее, что не в коей мере не отражают суть существования университетов. Нету таких понятий как качество образования, университетская автономия, самоуправление, академическая честность, наука, воспитание молодого поколения граждан РК, развитие инноваций через коммерциализацию научных работ и много других понятий, необходимых в университетской среде. И возникает вопрос,

Усиление академической и управленческой самостоятельности университетов, которая очевидно необходимая, лучше всего сделать через закон об университетах (или изменениях в законе о высшем образовании). Но некоторые улучшения можно сделать изменив и дополнив правила формирования Советов директоров университетов путем включения в них представителей ППС и обучающихся и внесения в правовые акты обязательной структуры «Сенат университета» — как инструмента академической самостоятельности

И только изменения законодательства в системе высшего образования, внедрение более демократичных правил управления университетами, правовое закрепление самоуправления и академических свобод, привлечение в управленческие решения обучающихся может помочь достичь целей поставленных Президентом страны.

Проф.Дайнюс Павалькис

ссылка https://newsroom.kz/orys/nrnewsru/nauka0346853.html